allahveranov (allahveranov) wrote,
allahveranov
allahveranov

Categories:

Граница моего языка есть граница моего мира

Австро-английский философ,  один из создателей аналитической философии и одни из самых ярких мыслителей XX века Людвиг Йозеф Иоганн Витгенштейн родился 26 апреля 1889 года в Вене в семье сталелитейного магната. Витгенштейн изучал инженерное дело, а в 1911 году переехал в Кембридж, где учился у Рассела. В 1913 году Витгенштейн вернулся в Австрию и по собственному желанию в 1914 году отбыл на фронт Первой Мировой войны. Был взят в плен в 1917 году и находился в лагере для пленных. Именно за это время и был написан его труд «Логико-философский трактат», который послужил толчком для создания Венским кружком теории логического позитивизма.

Трактат во всем мире считается оригинальным и значительным трудом. Согласно одной из главных идей этой работы, мировая субстанция состоит из «простых объектов», которые, вступая в различные сочетания друг с другом, образуют факты. «Элементарные суждения» состоят из «имен», каждое из которых обозначает некий простой объект. Комбинация имен обозначает или «изображает» некую возможную комбинацию соответствующих объектов, иначе говоря – некий возможный факт. Изображение, картина возможного факта есть «мысль». Все мыслимое возможно; отрицание мыслимого также мыслимо и возможно. Мышление доступно для чувственного восприятия, поскольку выражено в языковых суждениях. Записав все истинные элементарные суждения, мы смогли бы полностью описать мир. Хотя реальность в целом может быть репрезентирована в суждениях, ни одно суждение не может репрезентировать то общее, что у него должно быть с реальностью, чтобы суждение могло репрезентировать реальность, а именно логическую форму изображения и реальности. Логическая форма не может быть описана в суждениях, она показывает себя в каждом суждении. То общее, что с необходимостью имеется в мышлении, языке и реальности, не может быть сказано . Элементарные суждения изображают случайные положения дел в мире, которые логически независимы друг от друга и имеют возможные альтернативы. Невозможное и не поддается выражению. К тому, что не может быть сказано, относятся предметы логики, этики, эстетики, религии и даже философии.

После войны Витгенштейн в течение десяти лет не занимался философией. Несколько лет он преподавал в провинциальной школе в Нижней Австрии, затем работал помощником садовника в монастыре. В 1929 неожиданно возвратился в Кембридж и вновь приступил к философским изысканиям. В 1939 Витгенштейн получил кафедру философии в Кембриджском университете, которую оставил в 1947. Он продолжал исследования до самой смерти, наступившей в Кембридже 29 апреля 1951.

Во время Второй Мировой войны он работает санитаром в одном из лондонских госпиталей. В Кембридже Витгенштейн формирует совершенно новую философию языка, которую излагает в своих «Философских исследованиях». Этот труд порождает принципиально новую английскую лингвистическую философию или как её называют – философию обыденного языка. «Философские исследования» были опубликованы лишь в 1953 году после смерти философа.
По Витгенштейну, существует множество различных форм мышления, языка и репрезентации, и неоправданно и нереалистично предполагать, что в этих формах воплощена некая общая природа. Важной является также идея «языка как игры» (или «языковой игры»), некоего строя человеческой деятельности, практики, в которой слова играют ту или иную роль. Так, «мышлением» называют самые разные деятельности и формы, которые оно принимает. Поэтому мы должны отказаться от предпосылки, что слово «мышление» обозначает одну и ту же вещь в различных отличающихся друг от друга контекстах. То же верно и в отношении других психологических понятий: «следования правилу», «ожидания», «восприятия», «подразумевания», «воспоминания». Витгенштейн замечает, что в философии «постоянно имеется опасность желать понять смысл выражения, созерцая само выражение... Как будто смысл – это дыхание, которое слово привносит в каждое свое употребление». В его сочинениях проводятся испытания для многих терминов, которые ставят философов в замешательство, таких, как «знание», «достоверность» и «оправдание». Мы видим, что именно означает знание, достоверность, оправдание в этих практических ситуациях, а также то, что они означают нечто другое, когда изменяются обстоятельства. Язык следует изучать тогда, когда он работает, а не тогда, когда он «отдыхает».

В настоящее время отредактированы и опубликованы также и другие сочинения Витгенштейна, среди них – Замечания по основаниям математики  (1978), Голубая и коричневая книги (1958), Философские заметки (1964; 1975), Записки (1967) и Разные заметки (1977). Эти книги, а также его лекции и дискуссии, в которых он участвовал, оказали глубокое влияние на современную философию. Умер Людвиг Витгенштейн 29 апреля 1951 года в Кембридже. 

 

Известные афоризмы философа:

  • Если бы я мог описать пределы мира, то они просто перестали бы быть его пределами. Предел мира не есть предел чего-то протяженного, он присущ самому миру.
  • Человеческий взгляд обладает способностью придавать ценность вещам; правда, тогда они поднимаются и в цене. 
  • Предложение является истинным, когда существует то, что оно представляет.
  • Границы моего языка означают границы моего мира.
  • Наш язык можно рассматривать как старинный город: лабиринт маленьких улочек и площадей, старых и новых домов, домов с пристройками разных эпох; и все это окружено множеством новых районов с прямыми улицами регулярной планировки и стандартными домами. 
  • При несчастной любви вести себя достойно тяжелее, чем при любви счастливой.
  • "Человеческий взгляд обладает способностью придавать ценность вещам; правда, тогда они поднимаются и в цене."

Информация составлена на основе материалов, размещенных на следующих Интернет-ресурсах:

www.aphrosim.ru

www.calend.ru

www.peoples.ru 


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments